Люфт турбокомпрессора
Каждый из нас знает, что такое люфт. Но если говорить о люфте турбины и основным требованиям к нему, то тут уже не все ответят на вопросы. Давайте разберёмся.
Сам по себе люфт представляет зазор между прилегающими друг к другу частями механизма. В некоторых случаях он необходим для нормальной работы конструкции, в других же считается поломкой. Одним из признаков появление люфта может является помпаж турбины.
Что касается турбины, то он необходим для свободного вращения ротора. Допустим, вы заметили, что турбокомпрессор издаёт лишний шум, а на больших скоростях начинает просто греметь. Налицо проблема. Необходимо проверить состояние вала в осевом направлении. Тут большую роль играет размер люфта. Как говорилось выше, небольшой зазор в некоторых случаях допустим. Многие специалисты утверждают, что максимально допустимым значением является 0.05 мм, однако некоторые уверенны, что этот показатель можно увеличить до 0,09 мм.
Для того, чтоб определить осевой люфт необходимо подвигать вал в осевом направлении. По правилам такой зазор на руку чувствоваться не должен. Если же вы ощущаете «болтание», то это свидетельствует об износе турбины. Если нет свободных денег, попытайтесь отремонтировать механизм. Пока турбина не пропускает масло, можете продолжать ездить. Периодически снимайте патрубок и проверяйте, не погнала ли она масло. Если пропустите момент «выплевывания», то последствия будут очень серьёзные.
Что касается радиального люфта, то он может и должен быть ощутим. В этом нет ничего страшного. Проверяется так же, как и осевой, только движения выполняем в радиальном направлении. Как только возникает давление масла, радиальный люфт пропадает. Исключение составляют только турбины с шариковыми подшипниками. Обратите внимание на то, что лопатки не должны касаться холодной улитки. В противном случае необходим ремонту специализированного мастера.
Внимание: Во время проведения этих замеров лучше не усердствовать. Можете повредить вал, и результат проверки окажется неверным. Замеры проводим с помощью лёгкого нажатия пальцев.
Что касается новых турбин, то специалисты устанавливают такие ограничения на люфт:
- допустимый размер люфта ротора от 0,05 до 0,09 мм;
- размер радиального люфта не нормирован;
- допустимый зазор размер между колесом и корпусом турбины от 0,4 до 0,97 мм;
- люфт между колесом и корпусом компрессора от 0,2 до 0,8 мм.
Увеличение более чем на 0,1 мм осевого люфта свидетельствуете проблемах топливной аппаратуры и загрязнённой выхлопной системе.
В радиальном люфте максимально допустимый размер может определить только специалист, так как у всех турбин он разный. Его увеличение свидетельствуй о проблемах с маслом или о том, что жизни двигателя приходит конец.